Проблема борьбы с рудничной пылью, длительное вдыхание которой вызывает тяжелые профессиональные заболевания у горнорабочих, является одной из наиболее сложных проблем горного дела. Это обусловлено тем, что современные технологические методы добычи полезных ископаемых связаны с диспергированием горных пород, ведущим к образованию тонкодисперсной пыли в количестве, превышающем в сотни и тысячи раз предельно допустимое содержание минеральных частиц в воздухе.
Трудность борьбы с рудничной пылью и предупреждения заболевания горнорабочих пневмокониозами в значительной мере вызывается неправильным представлением о критериях, определяющих вредность пыли.
В объяснении причин, вызывающих пылевые болезни, встречается много противоречий. Большинство исследователей считает, что развитие силикоза связано с присутствием в пыли свободной двуокиси кремния. Вместе с тем в исследованиях А. И. Нодова [1]
на местах ее образования, что будет также способствовать значительному снижению общей запыленности карьеров Криворожского бассейна. Способ улучшения состояния атмосферы карьера путем ее общей искусственной вентиляции пока не вызывается необходимостью. В качестве основных способов борьбы с пылью в карьерах необходимо более широкое применение для увлажнения экскаваторных забоев гидропоездов (при применении железнодорожного транспорта) или поливочных машин, изготовленных на базе автомобилей КрАЗ-222 и МАЗ-525. Для более производительной работы указанного оборудования их заправка должна осуществляться в карьерах, для чего необходимо проложить водопроводы с устройством заправочных пунктов. Улучшение условий труда машинистов экскаваторов может быть достигнуто и за счет внедрения пылевентиляционных или кондиционирующих установок. Снизить образование пыли на карьерных автомобильных дорогах можно поливкой водой или обработкой различными химическими веществами (хлористым кальцием, сульфоналом лигнина, полиакриламидом и др). Для борьбы с образованием пыли при шарошечном бурении необходимо широко применять обеспыливающие установки.
Улучшения общего состояния атмосферы карьеров Криворожского бассейна можно достигнуть путем нейтрализации выхлопных газов при работе карьерного транспорта и борьбой с пылью и газами после массовых взрывов. Для снижения концентрации пыли в карьерах необходимо применять пылеподавляющие средства на отвалах и озеленение околокарьерных площадей, а отвалы располагать в более удаленных местах.