При холодной прокатке стали на валки клетей подается эмульсия для охлаждения. Лист и валки в процессе прокатки разогреваются, что приводит к частичному испарению эмульсии. Обычно испарение начинается за второй клетью и особенно интенсивно происходит на последующих клетях и моталке.
Для предотвращения выбивания паров эмульсии па стане холодной прокатки необходимо предусматривать укрытие клетей сверху, сплошные боковые укрытия со стороны, противоположной управлению клетями, а также со стороны обслуживания клетей, зашивать верхнюю часть, не доводя зашивку до пола цеха на 2-2,3 м. Кроме того, необходимо предусматривать зонт за последней клетью, охватывающий и моталку. В схемах вентиляции листового стана холодной прокатки удаление воздуха из межклетевого пространства должно осуществляться из верхней (70%) и нижней (30%) зон, в результате чего достигается более равномерное разрежение в частично замкнутом пространстве, образованном укрытием.
Объем воздуха, удаляемого из каждого межклетевого пространства, рекомендуется принимать 25 000- 100 000 м3/ч (большая величина относится к станам, работающим со скоростью прокатки 20-25 м/с и более). От понта на выходе полосы из стана удаляется 75 000 м3/ч воздуха.
Эмульсия, попадая в систему, конденсируется и отлагается на поверхностях воздуховодов, способствуя быстрому налипанию пыли. Если систематически не очищать отложения, то через 1 -1,5 месяца система будет выведена из строя.
Очистка поверхностей от пыли, связанной эмульсией, чрезвычайно трудоемка. Поэтому отсасываемый воздух необходимо по возможности очищать от паров эмульсии в начале системы, обеспечивая защиту тракта и вентилятора от залипания эмульсией.
Для очистки воздуха от эмульсии и пыли рекомендуется применять многослойные сетчатые фильтры. Фильтр по мере загрязнения будет увеличивать сопротивление проходу воздуха, что свидетельствует о его зарастании. Поэтому рекомендуется устанавливать приборы, измеряющие давление, до и после фильтра, и путем наблюдений определять длительность периода работы фильтра до очистки; этот период не должен превышать двух-трех недель
.Очистка фильтра проводится при высокой температуре. Каждый блок фильтра необходимо монтировать в металлической камере, обеспечивающей практически полную герметичность. Камера с внешней стороны теплоизолируется.
Очистка фильтра производится в такой последовательности:
По всему тракту воздуховодов, включая вентиляционную установку, необходимо предусматривать обмыв горячей водой всех внутренних поверхностей с автоматическим или дистанционным управлением системы, используя для этого остановку стана в период перевалки валков. Сброс воды в канализацию следует осуществлять через жироловку.
Описанный принцип вентиляции стана холодной прокатки применим и для других станов. Например, вентиляция двадцативалкового реверсивного стана холодной прокатки осуществляется вытяжными зонтами, устанавливаемыми по обе стороны стана. Зонты выполняются таких размеров, чтобы перекрыть и моталки. Объем отсоса от каждого зонта рекомендуется принимать 40-50 тыс. м3/ч. Вентиляция дрессировочного стана выполняется аналогично. Отсос от каждого зонта по 25-30 тыс. м3/ч.
Шестиклетевой стан холодной прокатки жести ничем не отличается от других непрерывных станов холодной прокатки листа. Основным различием в этой группе ста-нов является скорость прокатки; чем выше скорость движения полосы в клетях, тем интенсивней происходит выделение паров эмульсии, а, следовательно, система вентиляции должна быть более производительной.
В рассматриваемом случае скорость прокатки жести в последней группе клетей равна 30-35 м/с. При этих условиях расход вентиляционного воздуха, удаляемого от клетей стана, не участках характеризуется следующими данными, м3/ч:
За шестой рабочей клетью расход вентиляционного воздуха 90 000 м3/ч, через зонт над моталкой 130 000 м3/ч и моталкой № 2 80 000 м3/ч. Общая производительность системы составит 500 000 м3/ч. При этом охлаждаемая жидкость, подаваемая на клети стана, состоит из механической смеси-технологической смазки и воды в соотношении 1 : 5-1 : 7. В отсасываемом воздухе содержатся пары воды и технологической смазки. Для защиты системы вентиляции от отложения паров масла необходимо предусматривать те же мероприятия, что и для станов холодной прокатки.