Вы часто летаете самолетами? Время полета занимает порой несколько часов. Расположившись с комфортом в кресле современного лайнера, вы мысленно приближаете часы отдыха на берегу океана или минуту встречи с близкими людьми, но никогда не задумывались, почему воздуха, которым мы дышим, хватает всем и не возникает никаких проблем. Ведь воздуха в салоне самолета хватает всего максимум на 20 мин, затем снижается содержание кислорода и дышать трудно, тяжело и даже невозможно.
Чтобы у пассажиров не возникало неприятных ощущений во время перелетов, в современных лайнерах для создания такого же, как и на земле комфорта, в салоне самолета находятся специальные системы, регулирующие качество воздушной массы.
Каждая модель самолета имеет свой «потолок», когда используется минимальное количество горючего и испытывается небольшое сопротивление.
Современные лайнеры поднимаются на высоту до 12 000 метров, и в этом случае не получиться проветрить салон, приоткрыв люк, по той простой причине, что количество кислорода в тропосфере составляет около 8%, в то время, как у поверхности земли кислорода в воздухе почти в 3 раза больше. И атмосферное давление на такой высоте составляет всего 170-250 мм ртутного столба, в то время, как на земле это знакомые нам 740-760 мм ртутного столба.
При наборе высоты даже при стандартном соотношении частей воздуха парциальное давление кислорода снижается, что создает падение уровня кислорода в кровеносной системе людей. Из этого следует, что необходимо не только стабилизировать содержание кислорода в воздухе салона, но и нормализовать давление.
Для создания благоприятных условий все авиалайнеры оборудованы специальной системой кондиционирования воздушной массы. Для этого в систему поступает воздушная масса, находящаяся за бортом, которая сжимается при помощи компрессора.
Такой процесс позволяет увеличить содержание кислорода до нужной величины, выравнивая значение температуры до заданной комфортной величины. Давление в салоне самолета немного не соответствует привычному значению, оно поддерживается на уровне 600-650 мм ртутного столба – такое давление присутствует на высоте 1 300 – 1 800 м над уровнем моря. Показатель такого атмосферного давления считается для человека нижней границей комфортности.
Система кондиционирования на борту самолета, конечно же, несовершенна: воздух, поступающий в салон, очень сухой. В разряженной атмосфере воздуха влаги мало, а при поступлении в салон влага удаляется для того, чтобы обезопасить от намерзания льда в патрубках системы, что может привести к ее закупорке. Именно поэтому многие из пассажиров чувствуют жажду во время перелета, а также испытывают сухость в глазах и в горле.