Вагон-весы - саморазгружающийся вагон для набора, взвешивания и подачи шихты к приемной воронке скипового подъемника. Наиболее распространенная грузоподъемность вагон-весов 25-40 т, скорость передвижения ~2 м/с. На площадке вагон-весов размещается кабина машиниста, из которой производится управление механизмами загрузки и разгрузки вагона и его передвижением.
Согласно натурным исследованиям, установлено, что концентрация пыли в воздухе не вентилируемой кабины машиниста составляет около 400-600 мг/м3, а температура в условиях работы с горячими материалами достигает 48-55°С (при наружной температуре 20° С). Валовое количество тепла, поступающего в кабину через ограждения, составляет 5500-6000 ккал/ч. Тепловое облучение кабины со стороны пола, если в карманах находится горячий агломерат, равно 140-150 ккал.
Для оздоровления условий труда машиниста вагон-весов наиболее эффективным средством является вентиляционная установка со слоистым коксовым фильтром, смачиваемым водой. Вода подается самотеком из бака, установленного на площадке кабины машиниста. Запас воды – около 2 ч непрерывной работы вентиляционной установки.
Установка состоит из вентиляционного агрегата, двухступенчатого фильтра, бака с водой, циркуляционного насоса, фильтра для очистки воды и воздухораспределителя, устанавливаемого в кабине машиниста. Вентиляционный агрегат монтируется на баке с водой. Фильтры выполняются в виде кассет, свободно вынимающихся для промывки или смены фильтрующего слоя, раз в смену бак опорожняется и заполняется свежей водой. При средней запыленности воздуха 400 мг/м3 за смену в баке осядет около 3-4 кг пыли, что соответствует производительности агрегата по воздуху около 1000-11500 м3/ч.
Вентилятор нагнетает воздух через бак. Соприкасаясь с водной поверхностью, воздух частично освобождается от крупных фракций пыли. Затем воздух проходит первую ступень, выполняющую функции фильтра и сепаратора. Благодаря повышенной скорости в первой ступени воздух захватывает мелкие капли воды, что обеспечивает смачивание второй ступени. Для равномерного распределения воздуха внутри кабины на выпуске воздуха необходимо устанавливать перфорированную решетку. Установка вентилятора в начале системы обеспечивает глушение шума работающего вентилятора.